Образование

ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

ФОП ДО — федеральная образовательная программа дошкольного образования

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

  • обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
  • создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
  • создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

Педагогический коллектив МБ ДОУ №24  на педагогическом совете ознакомился с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Дорожной картой ФОП ДО и необходимостью приведения в соответствие с ФОП ДО своей основной образовательной программы, рабочих программ не позднее до 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ), Программы развития на 2021-2026гг. Для обеспечения методической поддержки педколлектива в детском саду создана рабочая группа по разработке Дорожной карты ФОП ДО, Программы развития. В связи с этим МБ ДОУ №24  с 01.09.2023 года переходит на непосредственное применение вышеуказанной Программы.

Методические рекомендации по реализации ФОП
Рекомендации по формирования инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования
Презентация»Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем,обсуждаем, размышляем
Вебинар»Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем»
Вебинар»Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики»
Презентация»Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики-2023″

Родителям о внедрении ФОП

Что такое ФОП

ФОП (или ФООП) ДО – федеральная образовательная программа дошкольного образования

Какая цель у внедрения ФОП

Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;
создать единое ядро содержания дошкольного образования;
создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания

Что входит в ФОП

Учебно-методическая документация:
федеральная рабочая программа воспитания;
федеральный календарный план воспитательной работы;
примерный режим и распорядок дня групп.
Единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы

Что будет обязательным для всех детских садов

ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы

Как будут применять ФОП

ФОП станет основой для разработки образовательной программы детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП

Когда детские сады перейдут на ФОП

Переход на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года

Основная образовательная программа дошкольного образования МБ ДОУ №24 2021-2026 год

Аналитическая справка к ООП МБ ДОУ №24 за 2022 год

Уровень образования Дошкольное
Форма обучения Очная
Нормативный срок обучения 5 лет
Язык, на котором осуществляется образование (обучение) Русский
Электронное обучение и дистанционные технологии Не осуществляются

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР МБ ДОУ №24 на 2021-2026 учебный год.

Уровень образования Дошкольное
Форма обучения Очная
Нормативный срок обучения 3 года
Язык, на котором осуществляется образование (обучение) Русский
Электронное обучение и дистанционные технологии Не осуществляются

Программа воспитания МБ ДОУ №24 2021-2026 год

Уровень образования Дошкольное
Форма обучения Очная
Нормативный срок обучения 5 лет
Язык, на котором осуществляется образование (обучение) Русский
Электронное обучение и дистанционные технологии Не осуществляются

Положение о языке (языках) образования в МБ ДОУ №24


В соответствии с муниципальным заданием на 2022 год численность обучающихся 90 человек

Обучающиеся иностранные граждане отсутствуют

По основной образовательной программе МБ ДОУ №24

  • численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)  НЕТ
  • численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) — НЕТ
  • численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) — 70
  • численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее — договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) — НЕТ.

По адаптированной образовательной программе МБ ДОУ №24

  • численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)  НЕТ
  • численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) — НЕТ
  • численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) — 20
  • численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее — договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) — НЕТ.

В настоящее время (на 01.09.2022) вакантных мест нет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №24 (МБ ДОУ №24) реализует Основную образовательную программу дошкольного образования МБ ДОУ №24 (далее – Программа) для детей от 1,5 до 7 лет, имеющих возрастные и индивидуальные особенности развития. Обязательная часть Программы МБ ДОУ №24 разработана с учетом Примерной инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой

Цель программы: обеспечение выполнения требований ФГОС ДО – позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности; обеспечение равных возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
Программа направлена на:
— создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на  основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
— создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой условия социализации и индивидуализации детей.
Программа учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые  образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Для успешной реализации образовательной программы в  ДОУ обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:

  • уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка педагогом положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических видах деятельности;
  • возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита от всех форм физического и психического насилия;
  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей в образовательный процесс.

Образовательная программа МБ ДОУ № 24 ориентирована на проведение непосредственной образовательной деятельности в режиме 5-ти дневной рабочей недели. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:

  • для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут,
  • для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут,
  • для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут, 
  • для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.  Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 — 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.  Общая образовательная нагрузка (количество периодов НОД в неделю) инвариантной части плана по всем направлениям развития в соответствии с ФГОС ДО и с учётом работы МБ ДОУ №24 составляет:

  • в группе раннего возраста 1.5 — 3 года  — 10 минут
  • в  группе 3-4 года — 10  минут
  • в  группе 4-5 года — 12 минут
  • в группе 5-6 года — 14 минут 
  • в  группе 6-7 лет — 15 минут

Образовательный год начинается с 01 сентября 2022 года по 31 мая 2023 года.

В план непосредственно образовательной деятельности включены пять областей:

Каждой образовательной области соответствуют определённые базовые виды деятельности согласно ФГОС.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»     

Базовые виды деятельности:    

  • социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
  • ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание;
  • самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
  • формирование основ безопасности.
  1. Гендерное воспитание в семье
  2. Инструкции для воспитанников по безопасности
  3. Воспитание у детей культуры поведения за столом
  4. Правила поведения
  5. Что нельзя приносить с собой в детский сад!

Образовательная область «Познавательное развитие»

Базовые виды деятельности:

  • развитие познавательно — исследовательской деятельности;
  • приобщение к социокультурным ценностям;
  • формирование элементарных математических представлений
  • ознакомление с миром природы

Образовательная область « Речевое развитие»

Базовые виды деятельности:

  • развитие речи;
  • художественная литература

Уголок развития речи в детском саду

Образовательная область « Художественно- эстетическое развитие»

Базовые виды деятельности:

  • приобщение к искусству;
  • изобразительная деятельность;
  • конструктивно — модельная деятельность;
  • музыкально — художественная деятельность
  1. Конструирование «Лего»
  2. Лесенки
  3. Картотека оригами
  4. Фото

Образовательная область « Физическое развитие»

Базовые виды деятельности:

  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • физическая культура

Учебный план МБ ДОУ №24 на 2022-2023 учебный год   

В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариантная части.

Инвариантная часть составлена в на основе учебного плана, примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию образовательного блока ОБЖ и ЗОЖ в виде организованной образовательной деятельности, а также реализацию регионального компонента (на материале краеведения по Донскому краю) содержанием занятий и разнообразных форм организации детской деятельности: подвижные народные игры, слушание музыки, наблюдение в природе, чтение художественной литературы, знакомство с народно-прикладным искусством, знакомство с культурой родного города. Образовательные блоки реализуются на основе программно-методического обеспечения:

  • ОБЖ: Стеркина Р.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», Т.И.Данилова «Программа по обучению детей дошкольного возраста ПДД Светофор», Региональная программа «Приключения Светофора».
  • ЗОЖ: Т.Г.Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы», М.Н.Сигмова «Формирование представлений о себе у старших дошкольников»
  • Региональный компонент: Р.М.Чумичева, Н.А.Платохина, О.Л.Ведмедь программа «Родники Дона», Н.Г.Пантелеева «Знакомим детей с малой родиной».

Таким образом, сбалансированность всех компонентов, обеспечивающих образовательный процесс, способствует формированию системного подхода в работе всех подразделений ДОУ. Применяемые программы не нарушают целостности педагогического процесса, обеспечивают создание условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья ребенка, его творческих способностей, приобщение к общечеловеческим ценностям. Все они соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО; разработаны в одном методологическом ключе, то есть углубляют и развивают подходы, используемые в основной инвариантной части программы. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Объём обязательной части Программы составляет не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%. Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

  1. Аннотация к РП воспитателей в группах общеразвивающей направленности  на 2022 — 2023 учебный год
  2. Аннотация к РП воспитателей в группах компенсирующей направленности с ТНР на 2022 — 2023 учебный год
  3. Аннотация к РП воспитателей в группах оздоровительной направленности на 2022 — 2023 учебный год
  4. Аннотация к РП инструктора по ФК Акмаловой Е.Н. на 2022-2023 учебный год
  5. Аннотация к РП учителей-логопедов Озеровой Г.И., Бычихиной Т.В. Эйхвальд Н.А. на 2022 — 2023 учебный год
  6. Аннотация к РП педагога-психолога Чутуевой Д.Ч. на 2022 — 2023 учебный год
  7. Аннотация к РП музыкального руководителя Акмаловой Е.Н. на 2022-2023 учебный год
  8. РП воспитателя группы №1 общеразвивающей направленности для детей старше 3-х лет (3-4 года) Эйхвальд Наталья Александровна 2022-2023 учебный год
  9. РП воспитателя группы №2 оздоровительной направленности для детей младше 3-х лет (2-3 года) Евсейченко Анастасии Владимировны на 2022-2023 учебный год
  10. РП воспитателя группы №3 оздоровительной направленности для детей младше 3-х лет (2-3 года) Кольцовой Ирины Николаевны 2022-2023 учебный год  
  11. РП воспитателя группы №4 компенсирующей направленности для детей с ТНР (5-6 лет) Манукян Ларисы Вячеславовны на 2022-2023 учебный год   
  12. РП воспитателя группы №5 компенсирующей направленности для детей с ТНР (6-7 лет) Солоповой Светланы Юрьевны на 2022-2023 учебный год 
  13. РП музыкального руководителя для детей 2-7 лет Акмаловой Екатерины Николаевны на 2022-2023 учебный год                                
  14. РП педагога-психолога  для детей 3-7 лет Чутуевой Дианы Чутуевны на 2022-2023 учебный год 
  15. РП учителя-логопеда  для детей 3-7 лет Озеровой Галины Ильиничны на 2022-2023 учебный год

Государственная аккредитация образовательной деятельности.

В соответствии с ч.ч.1,6 статьи 92 Федерального Закона №273 _ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений не проводится.

Практики, предусмотренные образовательной программой

Практика не осуществляется.

  • При организации образовательной деятельности в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в МБ ДОУ №24 используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу и прием информации, взаимодействие воспитанников и педагогических работников, элементы электронного обучения.
  • В МБ ДОУ №24 для электронного обучения дистанционные технологии не используются.
  • В МБ ДОУ  №24 организован доступ педагогов к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
  • На сайте МБ ДОУ №24 размещены ссылки на электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (версия для слабовидящих).
  • В МБ ДОУ №24 имеются в наличии технические средства обучения: интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки, проекторы, телевизоры, аудиосистемы.
  • Педагоги и специалисты МБ ДОУ №24 повышают профессиональное мастерство, принимая участие в дистанционных конкурсах, вебинарах, мастер- классах педагогического интернет-сообщества.
  • Воспитанники МБ ДОУ №24 вместе с педагогами и родителями — активные участники всероссийских интернет-конкурсов и акций.

Методические разработки

 

Обсуждение закрыто.