Содержание специальных условий организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБ ДОУ № 24
Информация о наличии доступной среды в МБ ДОУ № 24
МБ ДОУ №24 расположен в центре микрорайона «Северная звезда», города Батайска занимает нулевой и первый этажи жилого, многоквартирного десятиэтажного дома. Пост №1 для прохода персонала и посетителей находится на центральном входе №1. Пост оборудован наружной системой видеонаблюдения, кнопкой тревожной сигнализации.
Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ОВЗ
- Паспорт доступности: имеется Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры 2020 г.
- Наличие / отсутствие пандуса: наличие капитального пандуса
- Наличие / отсутствие порогов: наличие порогов с накладываемыми на порог переходниками для передвижения инвалидов
- Наличие / отсутствие кнопки вызова персонала: вход в МБДОУ № 24 оборудован кнопкой вызова персонала.
- Наличие / отсутствие на сайте версии для слабовидящих: На сайте МБ ДОУ №24 имеется версия для слабовидящих.
Специально оборудованные учебные кабинеты
9 групповых ячеек, музыкальный зал, спортивный зал, 2 кабинета учителя –логопеда, 1 кабинет педагога -психолога+ сенсорная комната, изо-студия.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
9 групповых ячеек, музыкальный зал, спортивный зал, 2 кабинета учителя –логопеда, 1 кабинет педагога -психолога+сенсорная комната, изо-студия.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении отдельной библиотеки не предусмотрено
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении имеется спортивный зал, стадион с тартановым покрытием.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном процессе используются специальные дидактические игры и пособия для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушением речевого развития
В наличии специальный дидактический материал:
- Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал).
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.
- Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
- Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
- «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов.
- Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.
- Настольно-печатные дидактические игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза
- Настольно-печатные дидактические игры для совершенствования грамматического строя речи
- Глобус.
- Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок по лексическим темам.
- Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.
- Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
- Картотека словесных игр.
- Разрезной и магнитный алфавит, алфавит на кубиках
- Наборы игрушек для инсценировки сказок.
- Трафареты, плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.
- Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.
- Кубики с картинками по темам.
- «Пальчиковые бассейны», «Сенсорные коробки»
- Массажные мячики разных цветов и размеров.
- Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
- Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.
- Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» со схемами.
- Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
- Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.
- Пальчиковый театр.
- Су-Джок
Технические средства обучения:
- CD-прогрыватели; компьютеры, ноутбуки ;
- Мультимедиапроекторы;
- Интерактивные доски;
- Дети с ОВЗ имеют возможность использовать все технические средства обучения из имеющихся в МБ ДОУ №24.
Предметно-пространственная среда
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в МБ ДОУ №24 учитываются особенности их физического и психофизиологического развития. В МБ ДОУ №24 создана адекватная возможностям ребенка охранительно-педагогическая и предметно-развивающая среда, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (предметно-игровая, игротека, музыкально-театральная среда и др.) Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в помещениях групп компенсирующей направленности, в 2-х кабинетах учителя-логопеда, кабинете педагога-психолога, музыкальном и физкультурном зале обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Предметно-пространственная развивающая среда в МБ ДОУ №24 создает возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство ДОУ организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени. Обстановка уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию.
Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Учитывали то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинетах логопедов соответствуют изучаемой лексической теме на данной неделе, каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
Педагогический процесс оснащен необходимым демонстрационным, раздаточным материалом, техническими средствами. Зона дидактического и игрового сопровождения насыщена играми, пособиями, в том числе и авторскими: дидактические игры, схемы, символы, модели, речевые кубы и др.
Стимулирует речевую активность среда, созданная учителями-логопедами и воспитателями в группах. Она представлена следующими центрами:
- «Центр речевой активности» – это познавательно-речевой уголок с увлекательными играми, наглядным материалом, пособиями, «информационной копилкой», способствующими активизации речевой деятельности детей.
- В литературном центре «Здравствуй, книжка» помимо библиотеки детских книг хранятся результаты творческой деятельности детей: альбомы рассказов, сказок, загадок, журналы, записи интервью и телепередач.
Деятельность детей в речевых центрах интегрируется с деятельностью в других центрах активности: в «Мини-театре», в «Центре сюжетно-ролевых игр», «Мы — конструкторы» и др.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Пандус | Кнопка |
Имеется пандус при входе с задней стороны здание, в виде плоской наклонной конструкции без ступеней с поручнями в рабочем состоянии | Имеется кнопка вызова (звонок) для людей с ОВЗ и соответствующий знак |
Специальные условия питания
Условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «)
Имеется оборудованный пищеблок. Воспитанники питаются на группах.
Отдельного меню для воспитанников с ОВЗ — нет.
Специальные условия охраны здоровья
В детском саду ведется постоянный контроль за состоянием здоровья детей, проведением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий. Для проведения в ДОУ лечебно-профилактической работы оборудован медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурного кабинета, заключен договор с Поликлиникой №1
Медицинский блок оснащён в соответствии c приказом Минздрава России от 05.11.2013 №822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Самостоятельный доступ дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования ими, не осуществляется. Официальный сайт МБ ДОУ №24 имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, которые обеспечивают доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Собственных образовательных ресурсов, которые обеспечивают доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, МБ ДОУ №24 не имеет.
Самостоятельный доступ воспитанников к сторонним электронным образовательным ресурсам отсутствует
Список сторонних электронных образовательных ресурсов используемых педагогами для обучения и воспитания обучающихся:
«Твой детский мир» |
Для детей, родителей, педагогов |
|
«Кошки – мышки» детский развлекательно-развивающий сайт |
Для детей, родителей, педагогов |
|
«Теремок» |
Для детей, родителей, педагогов |
|
«Смешарики» |
Для детей, родителей, педагогов |
|
Для родителей |
||
Для родителей |
||
Для родителей |
||
Для родителей |
||
Для родителей |
||
Для родителей |
||
Для родителей |
||
Для родителей |
||
Для родителей |
||
Для родителей |
||
— Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — |
Для детей, родителей, педагогов |
|
— Единое окно доступа к образовательным ресурсам |
Для детей, родителей, педагогов |
|
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
Для детей, родителей, педагогов |
|
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества |
Для детей, родителей, педагогов |
|
— «Детский психолог» |
психологу |
|
Сайт «Всё для детского сада» |
Для детей, родителей, педагогов |
|
Логопед |
логопеду |
|
Консультации для воспитателей |
Для детей, родителей, педагогов |
|
Социальная сеть работников образования |
Для детей, родителей, педагогов |
|
«Maaam.ru» |
Для детей, родителей, педагогов |
|
Воспитание детей дошкольного возраста |
Для детей, родителей, педагогов |
|
Раннее развитие |
Для детей, родителей, педагогов |
|
дети на куличках, игры он-лайн, уроки музыки |
Для детей, родителей, педагогов |
|
уход, игры, сказки, массаж для малышей |
Для детей, родителей, педагогов |
|
обучение, воспитание, он-лайн игры, здоровье, питание |
Для детей, родителей, педагогов |
|
дети в Интернете, графика, рисунки, перлы, стихи |
Для детей, родителей, педагогов |
|
игры для детей |
Для детей, родителей, педагогов |
|
«Почитай-ка», детский сказочный журнал |
Для детей, родителей, педагогов |
|
сказки |
Для детей, родителей, педагогов |
|
детский мир: загадки, песенки, мультфильмы, детеныши животных |
Для детей, родителей, педагогов |
|
детский поисковик, всё для детей |
Для детей, родителей, педагогов |
|
детская «игровая комната»: песни, стихи, игры |
Для детей, родителей, педагогов |
|
детский сайт «Всё о мультиках» |
Для детей, родителей, педагогов |
|
электронные сказки он-лайн |
Для детей, родителей, педагогов |
|
«Медиадошкольник» |
http://медиадошкольник.рф/obuchenie/elektronnie-posobiya-dlya-razvitiya-rechi-doshkolnikov |
Для детей, родителей, педагогов |
Виртуальный детский сад |
Для детей, родителей, педагогов |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Отсутствует
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
Организация обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Обучение и воспитание детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, как следует из части 4 статьи 79, части 5 статьи 41 Закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ, Условия для детей с ОВЗ и с инвалидностью, которые обеспечивает ДОУ:
— специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
— специальные учебные пособия и дидактические материалы;
— специальные технические средства обучения;
— групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
— доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию и т. д.).
Обучение и воспитание детей с ОВЗ и с инвалидностью в МБ ДОУ обеспечивает работа педагогического коллектива – воспитателей и специалистов сопровождения – педагога-психолога, учителей-логопедов.
В МБ ДОУ №24 функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей старше 3-х лет с тяжелыми нарушениями речи, 4 группы для детей с ослабленным здоровьем (оздоровительные).
Содержание образования организовывается в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей от 4 до 7 лет, имеющих тяжелые нарушения речи, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Коррекционная помощь воспитанникам с ОВЗ оказывается следующими специалистами: педагогом-психологом, учителями-логопедами, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. В МБ ДОУ №24 функционирует психолого-педагогический консилиум, который осуществляет деятельность в соответствии с Уставом ДОУ и положением, утвержденным руководителем.
В 2022-2023 уч году в МБ ДОУ №24 — 20 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи.
В 2022 — 2023 уч. году в МБ ДОУ №24 — 42 воспитанника посещают оздоровительные группы.
Детей-инвалидов нет.
- С нормативно-методической документацией можно ознакомиться на официальном сайте Министерства образования Ростовской области в разделе «Дошкольное образование детей с ОВЗ и инвалидностью» https://minobr.donland.ru/activity/9346/
С целью организации безопасного пребывания воспитанников в ДОУ проведены следующие мероприятия:
- территория ДОУ ограждена по всему периметру;
- заключен договор с ОВО при ОМВД для обслуживания кнопки тревожной сигнализации;
- посещения ДОУ лицами, не являющимися родителями /законными представителями/ воспитанников или сотрудниками, фиксируются в журнале «Журнал посетителей» при наличии документа удостоверяющего личность;
- в течение дня в ДОУ находится дежурный администратор, который отвечает за контроль и организацию безопасных условий, в ночное время, выходные и праздничные дни — сторож.
- установлена автоматическая система пожарной сигнализации, создана добровольная противопожарная дружина из сотрудников ДОУ;
- работает система наружного видеонаблюдения, видеокамеры расположены на входах на территорию, имеют полный охват.
- осуществляется радио-мониторинг технического состояния ОКО-3 с выводом на пульт ОКО-3-ПЦН-02 п/ч 25 согласно договору с ООО «Системы пожарной безопасности»;
- установлена система электронного доступа, на территорию ДОУ и на входе в ДОУ.