Уголок развития речи в детском саду

Формирование речи — одна из основных характеристик общего развития ребёнка и в дальнейшем его успешности.

Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь — инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.

Содержание

Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи

Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.

Уделять внимание развитию речи необходимо с раннего возраста ребёнка

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, логопедический, театрализованный и речевой.

Речевое развитие воспитанников осуществляется на типовых занятиях

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Материалы и оформление речевого уголка привлекательны для детей и вызывают интерес

Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таблица: задачи речевого уголка

Возраст детейЗадачи
1,5–3 годаРазвитие речевого слуха.Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.Обогащение активного словаря.Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.Укрепление дружеский отношений внутри группы.Создание положительной мотивации к коллективной работе.
3–4 годаРазвитие речевого дыхания.Совершенствование звуковосприятия.Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.
4–5 летРазвитие артикуляционной моторики.Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.Развитие диалогической речи.
5–6 летРазвитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).Закрепление навыков правильного звукопроизношения.Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
6–7 летРазвитие монологической речи.Развитие фонематического слуха.Подготовка к обучению грамоте.

Обсуждение закрыто.