
Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь — инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.
Содержание
- 1 Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи
- 2 Оформление речевого уголка своими руками
- 3 Работа в уголке развития речи
Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи
Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.
Уделять внимание развитию речи необходимо с раннего возраста ребёнка
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, логопедический, театрализованный и речевой.
Речевое развитие воспитанников осуществляется на типовых занятиях
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Материалы и оформление речевого уголка привлекательны для детей и вызывают интерес
Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Таблица: задачи речевого уголка
Возраст детей | Задачи | |
1,5–3 года | Развитие речевого слуха.Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.Обогащение активного словаря. | Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.Укрепление дружеский отношений внутри группы.Создание положительной мотивации к коллективной работе. |
3–4 года | Развитие речевого дыхания.Совершенствование звуковосприятия.Развитие умения формулировать высказывание, вопрос. | |
4–5 лет | Развитие артикуляционной моторики.Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.Развитие диалогической речи. | |
5–6 лет | Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).Закрепление навыков правильного звукопроизношения.Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. | |
6–7 лет | Развитие монологической речи.Развитие фонематического слуха.Подготовка к обучению грамоте. |